Понять ритейлера можно – максимальное удовлетворение запросов каждого покупателя является залогом успешной торговли. Велик соблазн забить до отказа полки и проходы колоннами и пирамидами из банок и пакетов. Ведь красиво и завлекательно! Однако довольно часто эта позиция приводит к ощущению дисгармонии у покупателя, который не может определиться в количестве артикулов и марок в представленной категории, что неизбежно приводит к отказу от покупки.
Другим нежелательным следствием подобной тактики является нарушение принципов мерчандайзинга в торговом пространстве, когда ритейлер пытается втиснуть весь желаемый ассортимент на полки офлайн магазина. Казалось бы, все товары выложены и представлены во всей своей красе. Но, данное обстоятельство приводит к тому, что часть товаров остается незамеченной покупателями из-за скученности на полках.
Нельзя не сказать и о порче товара, который нередко случается в излишне затоваренных магазинах.
Что же делать? Как увеличить вместимость торгового зала без реализации новых архитектурных решений?
Что касается возможностей увеличения вместимости товарных категорий в существующем пространстве торгового зала, то к ним можно отнести использование планограммы торгового зала и специальные способы расстановки оборудования.
Грамотная планировка на стадии проектирования позволяет вместить огромное количество товара.
Подбор метода выкладки, вертикальный блок, позволяет поместить большее количество запаса, а горизонтальный, наоборот, занимает больше места, но вмещает товары только на одной плоскости. Нужно иметь в виду, что слишком высокие вертикальные выкладки (более двух метров в высоту) в целях оптимизации полочного пространства и желания ритейлера разместить дополнительные единицы товара также не приводят ни к дополнительным продажам – покупатель просто не может дотянуться до товара, либо товар вообще остается незамеченным покупателем.
Вертикальную выкладку также используют гипермаркеты, образуя дополнительные места для продвигаемых групп и категорий товара. Подобный метод успешно используется и в нон-фуде.
Само оборудование также может позволить ритейлеру увеличить площадь выкладки своих товаров. Такой метод используют ритейлеры, работающие в сегментах «премиум», которые нуждаются в дополнительной поддержке образа, статуса продаваемых брендов с помощью специальных конструкций.
Размещение товаров в специальной упаковке, когда товары выкладываются на полки в хорошо визуализированной упаковке, полученной от производителя, также позволяет ритейлеру оптимизировать полочное пространство и поместить на него большее количество единиц товара.
Этот простой, но эффективный способ широко применяют гипермаркеты, торгующие бытовой техникой и электроникой. В этом случае ритейлер предоставляет покупателю возможность ознакомиться с образцом, представленным на витрине.
Нечасто ритейлеру достается идеально прямоугольное помещение без нежелательных элементов, которые не только «съедают» часть полезной площади, но и вокруг себя создают мертвую зону. Одними из самых распространенных архитектурных излишеств являются колонны и ниши. Ниши можно приспособить под складское помещение или даже примерочную, а колонны можно декорировать.