Если присмотреться внимательно к витринам магазинов, можно заметить, что вся продукция выложена в определенном порядке. Правильно расположенный товар легко находиться покупателем на прилавке, должен выделяться среди аналогичных позиций, должен продвигать не только себя, но и новые или сопутствующие продукты той же торговой марки.
Продажа товара контролируется представителями дистрибьютора. Специалисты, определяющие полноту представленного ассортимента на полках, правильность его расположения называются мерчендайзерами. Основным их инструментом является планограмма.
Планограмма - это схема расположения товаров на прилавке, в холодильной витрине, на полке магазина. С её помощью представитель поставщика смотрит, правильно ли выложены товары, весь ли ассортимент представлен, какое количество площади занято под тот или иной продукт.
Каждый мерчендайзер имеет право зайти за прилавок и переставить товар в соответствии с планограммой.
Планограмма товара разрабатывается специально для производителя или владельца торговой марки. Учитываются текущий спрос на топовые позиции, количество необходимого минимума продукта в торговой точке, а также действующие или ожидаемые акции и распродажи. Следует учесть присоединение к основному продукту сопутствующего товара и вхождение в ассортимент нового товара. Все эти вопросы прорабатываются специалистами отделов продаж, и на основании этих данных создаётся планограмма.
При заключении договора поставки обязательным условием является соблюдение планограмм.
Планограмма - это основной аргумент в переговорах с магазинами. Если в торговой точке не соблюдаются правила выкладки по планограмме или не допускаются мерчендайзеры, поставщик вправе не выплачивать бонусное вознаграждение, а в дальнейшем имеет право разорвать договор и прекратить поставлять товар в магазин.